
Соболев
Сергей
Львович
(1908-1989гг.)
Родился
6
октября
1908г. в
Петербурге
в семье
присяжного
поверенного
Льва
Александровича.
Сергей
рано
лишился
отца, и
главная
забота о
его
воспитании
легла на
мать:
Наталью
Георгиевну,
высокообразованную
женщину,
учительницу
и врача.
Она
приложила
огромное
старание,
чтобы
всемерно
развить
незаурядные
способности
своего
сына,
проявившиеся
еще в
раннем
возрасте.
Для
завершения
среднего
образования
она
посоветовала
сыну
поступить
в 190-ю
школу
Петербурга.
Это была
школа,
богатая
традициями
(бывшая
гимназия
Лентовской),
основанная
в годы
первой
русской
революции
петербургскими
передовыми
учителями
для
учащихся,
исключенных
из
казенных
гимназий
и
реальных
училищ
за
участие
в
революционном
движении.
В
школе
преподавали
лучшие
учителя
Петербурга.
Сергею
Соболеву
в ней
было все
интересно:
математика,
физика,
медицина,
литература.
Он
увлекался
стихами
и
музыкой.
Но
школьная
учительница
математики
Евгения
Александровна
Кракау
увидела
в Сергее
Соболеве
будущего
талантливого
математика.
Она
настойчиво
рекомендовала
ему
поступить
на
математический
факультет
университета:
- Если
ты не
поступишь
туда, я
здороваться
с тобой
перестану.
Это твоя
дорога,
и
перестань
думать о
другом.
И
Сергей
поступил,
как
советовала
ему
любимая
учительница.
Продолжить
сразу же
образование
в
университете
он, к
сожалению,
не мог.
Ему по
окончании
школы
было
только
пятнадцать
лет, это
по
тогдашним
правилам
не
позволяло
поступить
в вуз.
Надо
было
ждать
целый
год.
Чтобы не
терять
время,
Сергей
поступил
в
музыкальную
студию,
и
позднее,
будучи
уже
студентом
Ленинградского
университета,
он не
прекращал
некоторое
время
занятий
в
студии.
Профессора
Н. М.
Гюнтер и
В. И.
Смирнов,
заметив
любознательность
и
старание
молодого
студента,
привлекли
его к
научной
работе.
Соболев
с
головой
уходит в
изучение
теории
дифференциальных
уравнений.
Университетская
программа
уже не
удовлетворяет
его, он
изучает
специальную
литературу.
Одну из
статей
Соболева
напечатали
в
"Докладах
Академии
наук".
Крупные
исследования
в
математике
не
отделимы
от
практических
приложений.
Строя
какую-нибудь
новую
теорию,
нужно
уметь
чувствовать
ее связи
с
окружающим
миром,
скрытые
порою
очень
глубоко
и не
сразу
раскрывающиеся.
Как
математик
Сергей
Львович
Соболев
начал
свою
деятельность
именно с
приложений
- и в
университете
и после
окончания
его.
Первую
студенческую
практику
Соболев
проходил
на
заводе "Электросила"
в
Ленинграде,
в
расчетном
бюро.
Первым
поручением,
выполненным
им, было
объяснение
появлений
новой
частоты
собственных
колебаний
у валов
с
недостаточной
симметрией
поперечного
сечения.
После
окончания
в 1929
году
университета
Соболев
был
принят в
Сейсмологический
институт
АН СССР.
Здесь
тоже
решались
конкретные
вопросы
распространения
сейсмических
волн
внутри и
в
поверхностных
слоях
земного
шара.
Так
начинался
путь
Соболева
в науку
(впрочем,
как и
многих
других):
от
приложений
в другие
математические
проблемы.
За время
работы в
институте
Сергей
Львович
опубликовал
ряд
глубоких
научных
исследований,
в
которых
он
предложил
новый
метод
решения
важного
класса
дифференциальных
уравнений
с
частными
производными.
Полученные
им
результаты
применяются
в
сейсмологии,
теории
упругости
и
гидродинамике.
При
помощи
введенных
Соболевым
обобщенных
решения
дифференциальных
уравнений
была
установлена
связь
между
классической
теорией
дифференциальных
уравнений
и
современным
функциональным
анализом.
За
короткий
срок
молодой
ученый
обратил
на себя
внимание
рядом
ценных
работ, и
в 1933
году,
двадцати
пяти
лет, он
был
избран
членом-корреспондентом
Академии
наук
СССР, а
через
шесть
лет -
академиком.
Долгое
время С.
Л.
Соболев
был
самым
молодым
академиком
в нашей
стране.
Через
два
года, в
1941
году,
ему было
присвоено
звание
лауреата
Государственной
премии.
В
годы
Великой
Отечественной
войны
Сергей
Львович
успешно
занимался
прикладными
математическими
задачами
принципиальной
важности.
Наряду с
детальным
изучением
проблемы,
поставленной
еще
знаменитым
математиком
прошлого
столетия
Коши, и
других
классических
смешанных
задач
для
уравнения
типа
Соболева,
Сергей
Львович
поставил
ряд
новых
задач. В
результате
их
исследования
им были
заложены
основы
теории
операторов
в
пространстве
с
индефинитной
метрикой
и
внесены
новые
идеи в
спектральную
теорию
операторов.
Эти идеи
в
основном
связаны
с
понятием
обобщенных
решений
неклассических
краевых
задач. В
дальнейшем
Соболев
одним из
первых
среди
советских
математиков
применил
электронные
вычислительные
машины
для
решения
всевозможных
задач и
рассмотрел
в связи
с этим с
новой
точки
зрения
алгоритмы
приближенного
решения
задач
математического
анализа.
Как
истинный
патриот
своей
Родины,
Сергей
Львович
явился
одним из
инициаторов
создания
нового
научного
центра в
Новосибирске.
Многие
не
решились
тогда
взять на
себя
"лишнюю
обузу",
изменить
привычный
образ
жизни,
расстаться
со
столицей.
Казалось,
незачем
было
пускаться
в
дальний
путь и
С. Л.
Соболеву.
Разве
ему
плохо
работалось
и жилось
в
Москве?
Разве
ждали
его в
Сибири
какие-то
особые
условия?
Нет! И
все же
Соболев
стал
сибиряком.
Он
считал,
что долг
коммуниста,
долг
истинного
ученого
быть
всегда
на
переднем
крае
науки.
При этом
он
шутил,
что в
Сибирь
его
звала
кровь
предков:
дед его
происходил
из
Читинской
губернии.
На
новом
месте
Соболев
возглавил
большой
математический
институт,
широко
развернувший
исследования
по
совершенно
новым
разделам
теоретической
и
прикладной
математики.
"Наука
становится
непосредственной
силой, -
не раз
говорил
Сергей
Львович.-Для
того,
чтобы
развивать
науку,
надо
каждый
большой
город
сделать
в той
или иной
мере
научным
центром.
В Сибири
нужда в
таких
центрах
особенно
велика.
Это
связано
с бурным
ростом
экономики
восточных
районов
и
необходимостью
широкой
подготовки
кадров
специалистов".
Чтобы
лучше
представить
Соболева
как
человека,
приведем
несколько
его
ответов
на
анкету,
предложенную
однажды
газетой
"Неделя":
-Кто из
ученых,
принадлежащих
истории,
вызывает
наибольшие
ваши
симпатии?
--
-
Одного
человека
назвать
не могу.
Мне
нравятся
Эйлер,
Лобачевский,
Стеклов.
И не
столько
импонируют
их
индивидуальные
черты,
сколько
оригинальность
каждого.
- Ваша
любимая
книга??
- Я
люблю
несколько
авторов.
Могу
перечитывать
много
раз
Чехова,
Тургенева.
- Как
вы
относитесь
к славе?
- Часто
это
приятно.
Но не
решающее.
Во
всяком
случае,
ради
славы я
никогда
не стал
бы
заниматься
вещами,
которые
мне
кажутся
неинтересными.
Я иду
тем
путем,
который
избрал,
и меня
не
слишком
занимает-
приносит
он мне
славу
или нет.
- Ваше
отношение
к
спорту?
- Я
очень
люблю
спорт,
но без
соревнований.
Соревнование
отвлекает
наших
студентов
от
науки.
- Наше
время -
время
больших
научных
коллективов,
заседаний,
согласований.
Много ли
у
ученого
остается
часов
для
творчества?
- Я
занимаюсь
математикой
утром
4-5
часов
ежедневно.
- Наука
и
нравственность.
Какая
связь
между
этими
двумя
понятиями?
- Самая
тесная.
Если
человек
следует
этике
ученого,
он и я
обществе
будет
выдержан.
Привычка
подчинять
истине
все свои
замыслы,
контролировать
свои
мечты и
даже
страстные
желания
фактами
дисциплинирует
человека,
дает ту
силу
духа и
ответственность
перед
обществом,
которую
я и
называю
нравственностью.
Для меня
нравственный
поступок
не тот,
о
котором
будут
говорить
другие,
а тот,
который
самим
совершающим
направлен
к
естественному
благу
людей".
Сибирский
период
научной
деятельности
Сергея
Львовича
знаменуется
большими
достижениями
в
вычислительной
математике
и в
области
кубатурных
формул.
Свою
научную
работу
Соболев
сочетает
с
педагогической
и
общественной
деятельностью.
Он часто
выступает
в
газетах
и
журналах
с
напутственными
словами
к
молодежи.
"Наука и
молодость,
- писал
однажды
академик
Соболев,
- не
могут
существовать
одна без
другой.
Молодость
в науке
- это
прежде
всего
смелость
в
постановке
новых
задач,
смелость
исканий,
смелость
в
методах
и
осуществления".
В печати
и в
выступлениях
С. Л.
Соболев
ратует
за
подготовку
научных
кадров и
выявление
математических
даровании
среди
школьников.
"Начинайте
свою
научную
деятельность
как
можно
раньше,
-
советовал
академик
молодежи.
- Не
беда,
если в
15-16
лет нет
достаточных
знаний,
опыта,
нельзя
еще
осознать
свои
желания
и
стремления.
Ведь
научная
жизнь
может
начинаться
и не с
самостоятельного
творчества,
а с
изучения
того,
что
создано
человечеством.
Важно с
этих лет
воспитать
в себе
жажду
научных
знаний,
любознательность,
влюбленность
в
науку".
Эту
черту
выработал
в себе
сам
академик,
большой
ученый,
воспитатель
научной
молодежи,
общественный
деятель,
трижды
лауреат
Государственной
премии,
награжденный
семью
орденами
Ленина,
Герой
Социалистического
Труда,
член
многочисленных
академий
и
научных
обществ
как в
нашей
стране,
так и за
рубежом,
славный
сын
своей
социалистической
Отчизны.
Сергей
Львович
Соболев.