"Наши знания никогда не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен" |
Блез Паскаль родился в 1623г. Жизнь не баловала Блеза. Его мать
умерла, когда ему было три года, и он остался на попечении отца. Он
никогда не посещал школы, и кроме отца у него не было других
учителей. В 1631 году, когда маленькому Влезу было восемь лет, его
семья - отец и две сестры - поселилась в Париже. Отец по тогдашним
обычаям продал свою должность и вложил значительную часть своего
небольшого капитала в Отель де Билль. Имея много досуга, он почти
исключительно занялся воспитанием и обучением детей.
Маленький Паскаль отличался замечательной любознательностью и
понятливостью. Он никогда не успокаивался, пока не получал
исчерпывающего ответа на свои вопросы. Если он видел, что данное
объяснение недостаточно, он старался найти такое, которое его
удовлетворяло. Однажды за обедом кто-то ударил по фаянсовой тарелке
ножом. Раздался протяжным, почти музыкальный звук. Но как только на
тарелку положили ложку, звук оборвался. Блез был удивлен и попросил
объяснения. Но никто из присутствующих не мог удовлетворить
любопытство мальчика. Тогда он сам стал производить различные опыты
и затем составил о них заметки, назвав их громко: "Трактат о
звуках". В это время ему было около двенадцати лет. Отец сначала
занимался с ним преимущественно латинским языком, грамматикой, и
когда Блез просил учить его математике, тот, щадя юный мозг
физически слабого ребенка, обещал это сделать в будущем. Однажды
Блез спросил: В это время Этьен Паскаль, решив продолжить службу, переехал в Руан, где он получил должность интенданта провинции. По долгу службы ему приходилось проделывать многочисленные громоздкие вычисления. Это навело Блеза на мысль построить счетную машину, способную "освободить ум от расчетов", то есть сделать Паскалево колесо, как говорили современники. Машина Паскаля произвела огромное впечатление на современников. О ней ходили легенды и слагались стихи. Весь "высший свет" стекался в Люксембургский дворец, чтобы посмотреть на удивительное изобретение. Как философ, Паскаль так оценил факт создания счетной машины: "Вычислительная машина выполняет действия более приближающиеся к мысли, чем все то, что делают животные". Доказав возможность замены не только физического, но и умственного труда механическим приспособлением, он пошел дальше в своих исканиях. Изобретение укрепило в Паскале мысль, внушенную ему хотя и ошибочным, механическим, но для своего времени прогрессивным философским учением Декарта, что ум человека действует автоматически и что некоторые сложнейшие умственные процессы не отличаются от механических. Конечно, уровень развития знаний в то время не мог позволить Паскалю сделать правильные философские выводы, но какими смелыми выглядели высказанные им мысли в эпоху безраздельного господства религии. Смелость суждений Паскаля тем более ценна, что сам он был человеком глубоко верующим. Поражает, как блестяще умел Паскаль создавать самые разные вещи: он изобрел небезызвестную тачку, ему принадлежит идея омнибусов - общедоступных карет с фиксированными маршрутами-первого вида регулярного городского транспорта. В конце сороковым годов Паскаля постигло несчастье: его разбил паралич. Он с трудом передвигался на костылях, но продолжал работать. В это время он заинтересовался опытами Торричелли с прибором-прообразом ртутного барометра. Паскаль поставил себе цель- доказать, что высота столба жидкости в пустоте определяется не тем, что "природа боится пустоты" (эта проблема действительно стояла с древнейших времен), а просто давлением воздуха. Он считал, что для этой цели достаточно измерить высоту ртути на разных высотах над уровнем моря. Сам не в состоянии провести и проверить опыт, Паскаль просит сделать это мужа старшей сестры. Гипотеза Паскаля блестяще подтвердилась: давление на вершине горы Пюи-де-Дом (1465 м) действительно оказалось меньше, чем у ее подножия. В 1650 году семья Паскалей снова переезжает в Париж, а через год умирает горячо любимый отец. Мысли о бренности человеческого существования, о ничтожности разума не оставляли чувствительного и нервнобольного Блеза Паскаля. Младшая сестра Жаклина постриглась в монахини и не уставала доказывать, что и ему тоже необходимо обратиться к религии. Усиливающаяся болезнь, спазмы горла, страшные головные боли и... эти костыли. За что ему выпали такие страдания?! Может быть, за занятия наукой, как гласило учение янсенистов, с которым он познакомился? И Паскаль прекращает занятия. Но порой трезвея от религиозных предрассудков, Паскаль ищет выхода в труде. В 1653 году он пишет "Трактат о равновесии жидкостей и о тяжести массы воздуха". В нем содержится известный гидростатический закон Паскаля. В следующем году он опубликовал, пожалуй, одну из самых популярных своих работ -"Трактат об арифметическом треугольнике", теперь он так и называется - треугольник Паскаля, хотя, как потом оказалось, он был известен еще в Древней Индии. В этом трактате впервые принцип математической индукции, который, конечно, применялся и раньше, формулируется в привычной для нас форме, лишь отличающейся символикой. Вскоре завершает труд, которого одного достаточно для того, чтобы обессмертить имя Паскаля. В "Истории рулетки" и "Письмах Деттонвилля" Паскаль, подводя итог работе предшественников, закладывает основы дифференциального и интегрального исчисления. Казалось, Паскаль постепенно освободится от мистики. Он возобновляет переписку с учеными. Здоровье постепенно улучшается. В своем письме кутиле и кавалеру де Мерэ, человеку образованному и умному, но несколько самоуверенному и поверхностному, Паскаль излагает новые идеи в области теории вероятностей, положив, таким образом, независимо от Ферма, начало новой науке. Он задумывает написать большой трактат. Но этим планам не суждено было сбыться. В ноябре 1654 года Паскаль пережил сильнейшее потрясение, оказавшее большое влияние на его дальнейшую судьбу. В экипаже, запряженном четверкой лошадей, он ехал в Нейи. Проезжая мост, передняя пара лошадей сорвалась и рухнула в воду, а коляска чудом задержалась у самого края пропасти. Когда к ней подбежали, Паскаль был без сознания. Можно считать, что с этого трагического случая Паскаль умер как ученый, хотя он и прожил еще восемь лет. Его мистически настроенный ум воспринял опасение от гибели как указание свыше. Он прекратил всякую научную деятельность и поселился в монастыре. Избегая людей, он сидел одетый во власяницу, усеянную гвоздями, желтый, исхудавший. Он казался глубоким стариком. "Я так слаб, что не могу ни ходить без палки, ни ездить верхом. Я не могу даже ехать в экипаже..." - писал он в письме Пьеру Ферма. Последние четыре года Паскаль не позволял себе заниматься ничем, кроме "спасения души". В одежду зашит амулет-листок пергамента со "святыми" строчками. На голом теле - пояс с гвоздями, ударом локтя по поясу Паскаль вонзает их в себя каждым раз, когда в голову приходит мысль, которая ему кажется недостаточно набожной. Так закончилась жизнь одного из самых знаменитых людей первой половины XVII века, века, столь богатого талантами. |